Устройство асинхронных фреймворков для Python

Асинхронный подход появился еще очень давно, когда надо было эмулировать параллельное выполнение задач на одноядерных процессорах и старых архитектурах.

«Асинхронность» и «параллельность» — довольно-таки ортогональные понятия, и один подход задачи другого не решает. 

Тем не менее асинхронности нашлось отличное применение в наше высоконагруженное время быстрых интернет-сервисов с тысячами и сотнями тысяч клиентов, ждущих обслуживания одновременно. 

Откровенно говоря, есть только два варианта работы с сокетом — синхронный и асинхронный.

С синхронным в целом все понятно — пришел клиент, открылся сокет, передали данные, если это все — сокет закрылся. В этом случае пока мы не закончили локальный диалог с одним клиентом — не можем начать его с другим. По такому принципу обычно работают простые серверы, которым не надо держать сотни и тысячи клиентов. В случае если нагрузка возрастает, но не критично — можно создать еще один или несколько потоков (или даже процессов) и обрабатывать подключения еще и в них. Это обкатанный годами, стабильно работающий подход, который, например, использует сервер Apache, — никаких неожиданностей, данные от клиентов обрабатываются в порядке строгой очереди, а в случае запуска какого-то «долгого» кода — например, каких-то вычислений или хитрого запроса в БД — это все никак не влияет на других клиентов.

Но есть проблема: сервер не может плодить потоки и процессы вечно — есть же, в конце концов, вполне ощутимые ресурсы, которые тратятся при каждом таком действии, и имеется верхний порог использования этих ресурсов. И вот тогда все вдруг вспомнили про асинхронность и системные вызовы для неблокирующего ввода-вывода. Зачем плодить кучу сокетов и потоков, выедать ресурсы, если можно данные от многих клиентов сразу одновременно слушать на одном сокете?

Системный вызов select()

Собственно, вариантов системных вызовов для неблокирующей работы с сетевым вводом-выводом не так уж и много (хотя они слегка и разнятся от платформы к платформе). Самый первый, базовый, можно сказать ветеран — это системный вызов select(), который появился еще в бородатые восьмидесятые годы вместе с первой версией того, что сейчас называется POSIX-сокетами (то есть сокетами в понимании большинства современных серверных систем), а тогда называлось Berkeley sockets, сокетами Беркли.

По большому счету, во времена описания системного вызова select() вообще мало кто задумывался о том, что когда-то приложения могут стать НАСТОЛЬКО высоконагруженными. Фактически все, что этот вызов умеет делать, — принимать фиксированное количество (по умолчанию не более 1024) однозначно описанных в программе файловых дескрипторов и слушать события на них. При готовности дескриптора к чтению или записи запустится соответствующий колбэк-метод в коде.

select() поддерживается практически всеми мыслимыми и немыслимыми программными платформами, которые вообще подразумевают сетевое взаимодействие.

Системный вызов poll()

Потом кто-то задумался о том, что неплохо бы все-таки научиться делать действительно по-взрослому высоконагруженные сетевые приложения, и появился системный вызов poll(). Кстати, в Linux он существует довольно давно, а вот в Windows его не было до выпуска Windows Vista. Вместо разрозненных сокетов этот вызов принимает на вход структуру со списком дескрипторов (фактически произвольного размера, без ограничений) и возможных событий на них. Затем система начинает в цикле бегать по этой структуре и отлавливать события.

Главный минус вызова poll() (хотя это, несомненно, был большой шаг вперед по сравнению с select()) — обход структуры с дескрипторами с точки зрения алгоритмики линеен, то есть осуществляется за O(n). Причем это касается не только отслеживания событий, но и реакции на них, да еще и надо передавать информацию туда-обратно из kernel space в user space.

I/O Completion Ports API (Windows), механизм kqueue/kevent (BSD), системный вызов epoll (Linux)

А вот дальше в каждой операционной системе решили пойти своим путем. Нельзя сказать, что подходы конкретно различаются, но все-таки реализовать кросс-платформенную асинхронную работу с сокетами в своей программе стало чуточку сложнее. Под Windows появился API работы с так называемыми IO Completion Ports, в BSD-системах добавили механизм kqueue/kevent, а в Linux, начиная с ядра 2.5.44, стал работать системный вызов epoll. Отлов асинхронных событий на сокетах (как бы тавтологично это ни звучало) стал асинхронным сам по себе, то есть вместо обхода структур операционная система умеет подавать сигнал о событии в программу практически моментально после того, как это событие произошло. Кроме того, сокеты для мониторинга стало можно добавлять и убирать в любой момент времени. Это и есть те самые технологии, которые сегодня широко используются в большинстве сетевых фреймворков.

Цикл event loop

Основная идея программирования с использованием вышеописанных штук состоит в том, что на уровне приложения реализуется так называемый event loop, то есть цикл, в котором непосредственно происходит отлов событий и дергаются callback’и. Под *nix-системами давненько уже существуют обертки, которые позволяют максимально упростить работу с сокетом и абстрагировать написанный код от низкоуровневой системной логики. Например, существует известная библиотека libevent, а также ее младшая сестра libev. Эти библиотеки собираются под разные системы и позволяют использовать самый совершенный из доступных механизмов мониторинга событий.

Python

В языке Python довольно давно уже существуют встроенные модули asyncore и asynchat, которые, хоть и не умеют работать с epoll (только select/poll), вполне подходят для написания своих реализаций протоколов.

Одна из проблем сетевых библиотек заключается в том, что в каждой из них написана своя имплементация event loop’а, поэтому, даже несмотря на общий подход, перенос, скажем, плагина для Twisted (Reactor) на Tornado (IOLoop) или наоборот может оказаться вовсе не тривиальной задачей. Эту проблему призван решить новый встроенный модуль в Python 3.4, который называется asyncio и, вопреки расхожему мнению, не является сетевой библиотекой или веб-фреймворком в полном смысле слова, а является именно что встроенной в язык реализацией event loop’а. Эта штука как раз и призвана сплотить сторонние библиотеки вокруг одной общей стабильной технологии. Если хочется немного подробностей и независимых впечатлений об asyncio — милости прошу сюда.

Для Tornado уже существует реализация поддержки event loop’а из asyncio, и, более того, она не так давно вышла из состояния беты. Посмотреть можно здесь. Для Twisted релиз asyncio тоже не оказался неожиданностью, и его разработчики даже написали своеобразный шутливый некролог для проекта, в котором, напротив, уверяют, что это вовсе не конец, а очень даже начало новой эпохи развития.

Понятие асинхронного ввода-вывода необязательно должно относиться именно к сетевому сокету. Системы семейства *nix следуют принципу, согласно которому взаимодействие фактически с любым устройством или сервисом происходит через file-like объект. Примерами таких объектов могут служить UNIX-сокеты или, скажем, ноды псевдофайловой системы /dev, через которые осуществляется обмен информацией с блочными устройствами. Соответственно, говоря об event loop’ах, мы можем подразумевать не только сетевое взаимодействие, но и просто любой асинхронный I/O. А чтобы было что потрогать руками — советую глянуть, например, вот на этот встроенный модуль из Python 3.4.