2 Введение в предпринимательство для ИТ-проектов. Бизнес-модель (БМ)

Бизнес-модель (БМ) – это система, по которой должен функционировать бизнес. Она должна давать ответ на вопрос: как вы зарабатываете деньги?

Бизнес-модель определяет место стартапа в цепочке создания ценности (value chain). Бизнес-модель представляет собой систему, состоящую из таких компонентов бизнеса, как 
  • предпринимательство, 
  • стратегия, 
  • экономика, 
  • финансы, 
  • операции, 
  • конкурентные стратегии, 
  • маркетинг 
  • и стратегии развития компании.

Исходя из этого можно определить основные пункты, которые нужно учитывать в бизнес-модели с самого начала:
  • Продукт.
  • Потребители.
  • Маркетинг (каналы сбыта).
  • Поставщики и производство.
  • Рынок (тип, объем).
  • Конкуренты.
  • Финансы (структура расходов и доходов).
  • Факторы неэкономического характера, которые могут повлиять на ваш бизнес.

В настоящее время 99% компаний имеют свое представительство в Интернете в виде сайта или странички в социальной сети вне зависимости от сферы деятельности. Это связано в первую очередь с тем, что изменился образ мышления обычного человека.
  • Подумайте, чтобы вы сделали, если бы вам было нужно узнать подробнее о товаре или услуге, рекламу которого вы видели или слышали? 
  • Что вы будете делать, если вам нужно узнать, где можно найти самое лучшее предложение по цене на новый смартфон? 
  • Где посмотреть новый фильм с друзьями? 
Список вопросов можно продолжать до бесконечности, а ответ будет один – в Интернете.

Объём интернет-торговли в мире (по данным 2013 года графике от SearchLaboratory.com)

В сфере интернет-стартапов сейчас есть множество направлений, находящихся в зоне особого внимания инвесторов:
  • облачные технологии;
  • образование;
  • медиа и реклама;
  • игровая индустрия;
  • социальные медиа;
  • электронная коммерция;
  • безопасность;
  • краудсорсинг;
  • мобильные приложения;
  • создание контента ( в том числе user-generated content);
  • финансирование стартапов;
  • софт для бизнеса.

Во всех этих сферах можно реализовывать различные проекты. Существует ряд популярных в сети Интернет бизнес-моделей, например:
  • посредническая;
  • рекламная;
  • информационная;
  • торговая;
  • производственная;
  • партнерская;
  • комьюнити;
  • подписная;
  • по потреблению.

Самая полная классификация бизнес-моделей электронной коммерции - это "Business Models on the Web" профессора Майкла Раппы (Michael Rappa):
  1. Посредническая (Brokerage). Организации получают процент или гонорар за сделки, чаще всего в сегментах business-to-business (B2B), business-to-consumer (B2C) или consumer-to-consumer (C2C). Сюда можно отнести не только всевозможные биржи и торговое посредничество, но и платежные системы, получающие свой процент от транзакций.
  2. Рекламная (Advertising). Доход поступает от демонстрации рекламы или переходы пользователей на сайты рекламодателей; функционал сайта чаще служит для привлечения массовой аудитории или таргетинга рекламы.
  3. Информационная (Infomediary). Доход получается за счет продажи информации: данных об аудитории, метапосредники между продавцами и покупателями и другие.
  4. Торговая (Merchant). Непосредственная продажа товаров и услуг.
  5. Производственная (Manufacturer / Direct). Здесь выгоду получает производитель товара не за счет интернета как такового, а благодаря сокращению "расстояния" между ним и потребителем его продукции.
  6. Партнерская (Affiliate). Снова разновидность рекламной модели, где доход приходит от владельцев сайтов-партнеров в обмен на приходящих покупателей (посетителей).
  7. Сообщество (Community). Здесь название класса моделей характеризует даже не источник дохода (он может поступать от продажи платных услуг, рекламы или пожертвований), а среду, где этот доход генерируется.
  8. Подписка (Subscription). Доход поступает от пользователей, оформляющих подписку на определенные сервисы.
  9. По потреблению (Utility). "Антипод" модели подписки, где клиенту также предоставляется определенный сервис, но форма оплаты базируется на потребленном трафике / полученной информации или другом количественном показателе, но не на времени (как в случае с "классической" подпиской).
На рисунке модели разделяются на две категории: I — с прямым доходом, L — с долгосрочным доходом. Наиболее распространенная модель (ITA, 34%) — классическая рекламная модель, в которой сервис предоставляется пользователю бесплатно, а доходы поступают от третьей стороны, оплачивающей показы рекламы. Чуть менее популярна (ISV, 12%) — модель подписки с различными ставками для разных пользователей. Третье место (по 8%) поделили между собой продажи конечным пользователям виртуальных товаров (IPV), сбор микро-платежей за использование он-лайн сервисов (IPU), а также рекламная модель на основе переходов на сайты спонсоров (ITR).

Бизнес-модель на основе платного доступа

Бизнес-модель на основе платного доступа пользуется популярностью в сегменте b2b (бизнес-для-бизнеса), особенно по модели SaaS (software as a service) - бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения. Пользователи платят ежемесячную абонентскую плату за пользование сервисом. Преимущество такой модели очевидно (Вы не продаете все и сразу), и в некотором роде проще продажи рекламы. Кроме того, в сегменте b2b платежеспособная аудитория (это очень важный момент, так как платный доступ для b2c (бизнес для отдельных покупателей) аудитории не очень привлекателен, сходу можно вспомнить такую модель только у журналов Linux Format и "Популярная механика").

Freemium-модель

Бизнес-модель на основе платных дополнительных сервисов. Эту бизнес-модель используют различные сайты, например, когда за SMS происходит поднятие анкеты пользователя выше в результатах поиска. Онлайн-игры в последнее время тоже работают по этой модели. Доступ к основному сервису или контенту предоставляется совершенно бесплатно, а зарабатывают они на разных дополнительных услугах, в том числе и продавая за реальные деньги виртуальные товары, усиливающие положение игрока.
Модель Freemium

Бизнес-модели на основе платного размещения

Существуют различные сайты, посвященные тем или иным услугам. Например, каталоги ресторанов в том или ином городе. Они бесплатны для пользователей. А зарабатывают они, получая средства от ресторанов, желающих находиться в каталоге. Среди сайтов такого плана много туристических порталов с размещением информации от турфирм и отелей. Эта модель тоже вполне жизнеспособна при наличии популярного сайта.

Бизнес-модель Infomediary

Infomediary – это построение бизнеса, основанного на предоставлении данных и интернет-аналитики, например:
  • об использовании приложений и групп в Facebook;
  • о посещаемости сайтов;
  • о просмотрах видеороликов.

Рекламная модель

Заработать на рекламе Вы сможете, если будете знать "правила игры" и существующее положение дел в этом сегменте рынка.
Есть разница в эффективности баннерной и контекстной рекламы. До недавнего времени большие деньги можно было привлекать за размещение баннеров. Но и сегодня, и некоторое время назад много заработать на подобной модели не так просто. Во-первых, Ваш ресурс должен иметь достаточно большую посещаемость – порядка несколько десятков тысяч посетителей в день. Во-вторых, важна его тематика. Нужно четко представлять себе аудиторию ресурса, не помешают и контакты в рекламных агентствах или хороший (опытный) менеджер по продажам, умеющий выстраивать бизнес – коммуникации.

Примеры интересных бизнес моделей в сфере IT

http://www.slideshare.net/boardofinnovation/10-business-models-that-rocked-2010-6434921


PatientsLikeMe.com - это социальная сеть для пациентов клиник. Забудьте о приватности. Люди выкладывают в открытый доступ информацию о своих заболеваниях. Этот бесплатный сервис привлек десятки тыс. пациентов. Собранные данные перепродаются за кругленькие суммы.


Flattr.com - система сбора пожертвований авторам в интернете. Как и для facebook для flattr есть кнопка типа Like. Пользователи употребляют мегабайты информации и кое-кто готов за это платить. Вы решаете какую сумму вы готовы пожертвовать, позже система распределяет денежные средства м/у авторами, забрав себе 10 процентов. Для примера: 1 статья в Wikileaks собирает в среднем более 3500 пожертвований.


Groupon.com - максимально с высокой скоростью растущая компания, имеющая сотни клонов по всему миру. Реализует схему получения скидок на товары или услуги, когда набирается достаточное число клиентов. Groupon берет 50 процентов от прибыли за продвижение товара.


Spotify.com - бесплатный сервис получения музыкального контента. Зарабатывают на рекламе идущей вместе с контентом. Есть система платной подписки для выключения рекламы.


PayWithATweet.com - Система оплаты товара за продвижение в социальных сетях. Дает вирусный эффект рекламе. Более 300 000 человек уже воспользовалось данным сервисом.


HumbleBundle.com - сервис по продаже и поддержке независимых игр. Вы сами решаете сколько вы платите. Информация о предыдущих покупателях задает условную вилку цен. Для поднятия продаж сервис дает пользователям контроль сколько тратить денег на те или иные цели.


Продажа внутри приложений. Сначала пользователя привлекают бесплатными играми, а потом предлагают приобрести дополнения и виртуальные товары.


Quirky.com - сервис для объединения людей, чтоб выпускать новые продукты. Создатель идеи платит 99 долларов, чтоб опубликовать идею. Сообщество дизайнеров улучшают и дополняют этот продукт. Производители устанавливают сперва наименьшее число продаж. Если располагается достаточное число покупателей, то продукт выпускается. Создатель идеи получает 30 процентов прибыли, тоже 30 процентов распределяется в сообществе, которое помогало сделать продукт и 30 процентов отдается распространителям. Каждую неделю ресурс выпускает 2 новых продукта.


Airbnb.com - P2P модель, чтобы обычные люди могли сдать в аренду комнаты друг другу. AirBnb берет комиссию до 12% в зависимости от цены аренды.


KickStarter.com - рынок для тех, кто разыскивает инвесторов. Бизнесмены выставляют свои идеи и находят желающих увеличить собственный нажитый капитал. Вложив в проект, инвесторы получают прибыль в зависимости от размера вложенных средств. Сервис берет себе 5 процентов комиссии от размера вложения



--

Тест

Что определяет место стартапа в цепочке создания ценности?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 спрос со стороны потребителей
Вариант 2 бизнес-модель
Вариант 3 конкурентная стратегия
Вариант 4 бизнес-маркетинг

К какой бизнес-модели относится SaaS?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 бизнес-модель на основе платных дополнительных сервисов
Вариант 2 рекламная бизнес-модель
Вариант 3 бизнес-модель на основе платного размещения
Вариант 4 бизнес-модель на основе платного доступа

Какую бизнес-модель использует сайт, размещающий информацию от турфирм и отелей?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 бизнес-модель на основе платных дополнительных сервисов
Вариант 2 бизнес-модель на основе платного доступа
Вариант 3 рекламная бизнес-модель
Вариант 4 бизнес-модель на основе платного размещения

Какую бизнес-модель используют платежные системы?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 производственная
Вариант 2 посредническая
Вариант 3 информационная
Вариант 4 рекламная

Как называется бизнес-модель, при которой доход получается от непосредственной продажи товаров или услуг?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 торговая
Вариант 2 посредническая
Вариант 3 производственная
Вариант 4 информационная

Как зарабатывает Spotify.com – сервис получения музыкального контента?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 плата пользователя за определенный объем, скачанный с сайта
Вариант 2 каждый пользователь платит за членство на сайте
Вариант 3 плата авторов за размещение их музыкального контента на сайте
Вариант 4 плата рекламодателей за рекламу, идущую вместе с музыкальным контентом

Вопросы для самоконтроля

Что такое CTR?

Можно ли отнести CPM к бизнес-моделям? Что это такое?

Опишите модель Pay-per-click.

Дайте определения понятия CPC.

Опишите ценовую модель CPV.

Опишите ценовую модель CPA.

Чем контекстная реклама отличается от баннерной?

В чем заключается бизнес-модель Freemium?

В чем заключается принцип аботы бизнес-моделей платного размещения?

Опишите бизнес-модель Infomediary.

Опишите принцип работы посреднических (Brokerage) бизнес-моделей.

Опишите принцип работы рекламных (Advertising) бизнес-моделей.

Опишите принцип работы бизнес-моделей типа "сообщество" (Community).

Опишите принцип работы информационных (Infomediary) бизнес-моделей.

Опишите принцип работы торговых (Merchant) бизнес-моделей.

Опишите принцип работы производственных (Manufacturer / Direct) бизнес-моделей.

Опишите принцип работы партнерских (Affiliate) бизнес-моделей.

По каким параметрам могут отличаться партнерские программы?

Опишите принцип работы бизнес-моделей по подписке (Subscription).

Опишите принцип работы бизнес-моделей по потреблению (Utility).