1 Введение в предпринимательство для ИТ-проектов. Технологии генерации идей

Стартап - это поиск масштабируемой бизнес-модели.

Ценность

Цепочка создания ценности:
  1. Придумать новый товар или услугу, имеющих ценность (value) для потребителей;
  2. Обеспечить реализацию данной ценности через создание продукта или услуги;
  3. Найти выход на рынок с помощью бизнес-модели, которая позволит достичь максимальной прибыли. 
Цепочка: ценность – бизнес–модель – прибыль.
  1. хорошо представлять своих потенциальных клиентов и их потребности;
  2. четко понимать, как именно (с помощью чего) вы сможете удовлетворять имеющиеся у клиента потребности;
  3. четко понимать, каким образом и за счет чего будет появляться прибыль.

Три «точки входа» в предпринимательство:
  • opportunity recognition («распознавание» возможности), 
  • opportunity assessment (оценка возможности), 
  • opportunity realization (реализация возможности)
Вы должны быть способны:
  • идентифицировать или распознать возможность, 
  • подробно рассмотреть или оценить возможность,  
  • выполнить и реализовать возможность
Когда Вы напишете эти цели на листке бумаги в одной из граф таблицы, в другой напишите, какие skills (качества/знания/умения/навыки) Вам понадобятся для того, чтобы это сделать.
Вы поймете, что skills для каждого шага нужны самые разные, и один человек не может иметь их все.
Однако есть выход – наберите в команду людей, которые дополнят картину – пригласите тех, у кого есть качества, отличные от Ваших.

Идея

http://everythingisaremix.info/

Генерации идей:
  • читайте больше историй о том, как начинались бизнесы, которые сейчас являются примерами самых успешных проектов;
  • читайте ресурсы, популярные в стартап-среде;
  • оценивайте рынки, читайте аналитику по разным видам рынка (инвесторы проводят анализ рынков и выбирают те, где будет наблюдаться рост) и – особенно – ищите рынки, в которые готовы вкладываться инвесторы (лучше всего искать идею, которая сможет решить какую-то проблему на растущем рынке):

Источники информации, которые помогут найти инновационную идею:
  • Знания о рынке и его потребностях; о новых технологиях, материалах, способах производства, способах коммуникации с клиентами; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром или услугой.
  • Потребители — для этого нужно изучить потребительский спрос (например, выяснить, что покупают лучше всего в одной стране и сравнить с тем, что есть в другой стране);
  • Ученые, в том случае, если они занимаются созданием новых технологий, материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг;
  • Ваши потенциальные конкуренты, так как они строят свою стратегию, исходя из результатов изучения потребительского спроса;
  • Торговые агенты, дилеры и прочие посредники – они больше всего общаются с покупателями и скорее скажут, что им не нравится в тех товарах и услугах, которые уже есть на рынке;
  • Сотрудники уже действующей на рынке компании, при этом в процесс нахождения инновационных идей могут быть вовлечены как молодые, так и давно работающие опытные сотрудники. Если у Вас есть друзья, которые работают в успешной компании – поговорите с ними на тему того, что продает их компания и какие есть проблемы – Вы узнаете много интересного, конечно, если они имеют право рассказывать об этом;
  • Вы сами, анализируя позитивный и/или негативный опыт (свой или чужой) в любой сфере.
  • Сайты, специализирующиеся на информации для стратапов, в частности, на поиске новых идей и трендов:
  • Источником идей для технологического предпринимательства может стать любой сайт о новых гаджетах или приложениях, или ресурс, посвященный какой-то конкретной сфере профессиональной деятельности.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента П. Друкера, "подтолкнуть" предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы:
  • Неожиданное событие — успех, неудача, неожиданное внешнее событие;
  • Неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;
  • Нововведения, основанные на потребности некоторого процесса, в который Вы вовлечены либо как работник компании, либо как частное лицо;
  • Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
  • Демографические изменения;
  • Изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;
  • Появление новых знаний, как научных, так и ненаучных;
  • Изменение моды, появление новых трендов в поведении и не только.

Знакомясь с новыми людьми, помните:
  1. Первое правило – listen, listen, listen. Каждый член вашей социальной сети – потенциальный эксперт
  2. Второе правило – argue. В спорах рождается истина, если вам есть что сказать
  3. Третье правило – virtualize the network. Продолжайте реальные знакомства в виртуальном пространстве

Посещая конференции и другие мероприятия, помните:
  1. Первое правило – come early, leave late. Если мероприятие интересно вам в принципе, не бойтесь потратить на него слишком много времени, иначе рискуете что-то пропустить
  2. Второе правило – come prepared. Изучите биографии спикеров, компании, продукты и технологии, представленные на мероприятии
  3. Третье правило – wining and dining. Нередко самое интересное происходит во время кофе-брейка, за обедом и на after-party. 

Строя свою социальную сеть в интернете, помните:
  1. Первое правило – divide your networks . Разделяйте свои профессиональные и личные социальные сети
  2. Второе правило – always follow-up . Всегда отвечайте на письма, комментарии, IM и т.п. 
  3. Третье правило – share, connect, remix. Наткнувшись на интересный контент, поделитесь им – возможно, именно в этот раз вас заметит авторитетный эксперт/будущий инвестор и захочет с вами пообщаться

Принципы оценки идей:
  • Действительно ли Ваш продукт решает проблему или просто улучшает сложившуюся ситуацию (болеутоляющее VS витамины)?
  • Кто и сколько денег готов заплатить за Ваш продукт?
  • Реально ли реализовать идею с технической стороны?
  • Сможете ли Вы легко масштабировать Ваш бизнес?

Реализация

Не всякая идея годится для бизнеса.

Чтобы реализовать идею, нужно:
  • Быть уверенным, что в Вашей идее заключена польза для потребителя.
  • Вы должны будете придумать, протестировать и реализовать рабочую бизнес – модель для превращения этой идеи в бизнес.
  • Вы должны быть уверены, что за продукт или услугу, которую Вы собираетесь вывести на рынок, кто-то согласится заплатить, причем именно ту цену, которая обеспечит прибыль Вашему бизнесу (а не только окупит затраты).
  • Вы сможете собрать команду и руководить ею до стадии создания действующего прототипа (или кто-то из Ваших друзей соберет команду и пригласит Вас в нее).
  • Вы привлечете первых клиентов и тем самым докажете инвестору, что в Вас можно и нужно вложить деньги.

Хорошие идеи для проекта имеют три общих черты:
  • в идее есть то, что нужно вам самим;
  • вы можете сами её реализовать или можете собрать команду, которая сможет её реализовать;
  • как ни странно, оочень немногим кажется, что эта идея достойна реализации.

В первую очередь нужно понять, готов ли кто-то заплатить за ваш потенциальный продукт?
Сколько таких людей существует (десять человек или миллионы)?
Покрывает ли количество этих людей затраты на маркетинг, производство и операционную деятельность?

Для создания удачного стартапа главное - убедиться, что проблема действительно существует. Проверить это можно следующим образом:
  1. Коротко и внятно опишите предполагаемый продукт с точки зрения того, какую проблему потребителя он решает.
  2. Определите, кому он может быть интересен (определите целевую аудиторию, или несколько групп целевой аудитории).
  3. Попробуйте протестировать Вашу идею – узнайте, что про нее думают потребители. Протестировать можно по-разному, например, когда Вы составите короткое устное описание, сделаете презентацию PowerPoint или любым другим способом, Вы можете:
    • провести опрос в социальной сети;
    • попробовать найти экспертов в этой области и узнать их мнение;
    • сделать одностраничный сайт в сети Интернет (landing page), и посмотреть, как Ваши потенциальные потребители реагируют на то, что Вы предлагаете (иногда стоит сделать несколько разных landing page, чтобы определить предпочтения своей аудитории более точно);
    • используйте любой другой вариант, который позволит собрать качественную обратную связь.

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)

ТРИЗ - уникальный инструмент для:
  • поиска нетривиальных идей,
  • выявления и решения многих творческих проблем,
  • выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство,
  • развития творческого мышления,
  • формирования творческой личности и коллективов.

5 уровней задач:
  1. Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мелким изобретениям. Задача первого уровня и средства ее решения лежат в пределах одной профессии, решения задачи под силу каждому специалисту. Вариантов изменений мало, обычно не более 10. Сами изменения локальны: незначительно перестраивая объект, они не отражаются на иерархии систем.
  2. Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Меняется (да и то частично) только один элемент системы. Ответы на задачи второго уровня – тоже мелкие изобретения, как на первом уровне, но имеющие больший потенциал. Для получения ответа обычно приходится рассмотреть несколько десятков вариантов решения.
  3. Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки. Полностью меняется один из элементов системы, частично меняются другие элементы. Количество вариантов, рассматриваемых в процессе решения, измеряются сотнями. В итоге – среднее изобретение.
  4. Синтезируется новая техническая система (то есть меняется старая техническая система). В задачах 4 уровня противоречия устраняются средствами, подчас далеко выходящими за пределы науки, к которой относится задача. Число вариантов измеряется тысячами и даже десятками тысяч. В итоге – крупное изобретение.
  5. Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложных проблем. Число вариантов, которое необходимо перебрать для решения, практически не ограничено. В итоге – крупнейшее изобретение. Это изобретение создает принципиально новую систему, она постепенно обрастает менее крупными. Возникает новая отрасль техники. Средства решения таких задач лежат за пределами современной науки.
Проводя аналогию с данной классификацией, бизнес-идеи также можно разложить на пять ступеней. Критериями такой классификации является новизна технической системы, воплощенная в товар и предлагаемая потребителю.
  1. Товар, имеющий мельчайшие изменения. Например, ручка шариковая, содержащая один стержень, одного цвета.
  2. Товар, имеющий мелкие изменения. Например, ручка шариковая комбинированная, содержащая три стержня разных цветов в одном корпусе.
  3. Товар, имеющий средние изменения. Например, ручка шариковая, комбинированная, совмещающая свои свойства с карандашом и стиральной резинкой.
  4. Товар, резко отличающийся от товара-прототипа. Например, капиллярная ручка, гелиевая ручка.
  5. Товар, принципиально отличающийся от товара-прототипа. Например, электронное перо для ЭВМ.

Метод мозгового штурма

Базовые принципы брейншторма:
  • Наличие четкой проблемы.
  • Разбиение сложных проблем на более мелкие.
  • Наличие модератора.
  • Неформальная обстановка.
  • Четкое фиксирование всех идей, которые высказывают участники.
Главное правило мозгового штурма - не критиковать идеи, которые выдвигаются участниками штурма. Процесс брейншторма можно разбить на пять этапов:
  1. Разогрев - неформальное общение между участниками (шутки, истории и т.д.).
  2. Генерация идей - все начинают предлагать свои идеи. На этом этапе идеи не критикуются. Споры и обсуждения запрещены. Все идеи записываются.
  3. Оценка - идеи оцениваются на предмет релевантности и реалистичности.
  4. Анализ - проработка процесса реализации идеи.
  5. Синтез - формирование результата мозгового штурма.

Метод аналогий



Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подобны (похожи или приближены) друг другу. Например, застёжка-липучка и репейник, т.е. происходит прямое сравнение свойств объекта.

Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или человека, который попал в трудную ситуацию, выходом из которой может быть …

Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.

Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления или придумать некий символ. Например, мороженое - сладкий лед.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес - проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею. То есть если Вы мысленно проследите, как решится проблема с помощью фантастического персонажа или фантастического устройства, Вы сможете увидеть и реальные способы решения.


--

Тест

Как называется реально существующая возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 провокационная бизнес-идея
Вариант 2 революционная бизнес-идея
Вариант 3 инновационная бизнес-идея
Вариант 4 стандартная бизнес-идея

Выделите основные три метода создания неуникальных стартапов:
(Ответ считается верным, если отмечены все правильные варианты ответов.)
Вариант 1 копирование
Вариант 2 трансформация
Вариант 3 комбинирование
Вариант 4 масштабирование
Вариант 5 генерация

Если предприниматель использовал идею успешного американского стартапа, какой метод он применил?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 трансформация
Вариант 2 копирование
Вариант 3 комбинирование
Ответить

Выделите основное правило мозгового штурма
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 набрать команду из 10 человек (минимум)
Вариант 2 выбрать модератора путем голосования
Вариант 3 ограничить время проведения
Вариант 4 не критиковать идеи

Какая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде не прямого совпадения или достаточной близости относительно друг друга?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 символическая
Вариант 2 косвенная
Вариант 3 личная
Вариант 4 прямая

К какому уровню задач в соответствии с ТРИЗ относятся задачи, решение которых не связано с устранением технических противоречий и приводит к мелким изобретениям?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 1
Вариант 2 3
Вариант 3 2
Вариант 4 5
Вариант 5 4

Вопросы для самоконтроля

В основе какого метода креативного мышления лежит создание двуполярной ментальной карты?

В основе какого метода генерации идей лежит игра в ассоциации?


Как можно использовать филу для решения изобретательских задач?


Из чего составляют визуальную матрицу?


Как можно использовать случайные связи при генерации идей?


Для какой техники генерации идей вам понадобится микрофон?


По каким принципам строится матрица возможностей?


Сколько уровней задач рассматривается в ТРИЗ?


На устранение чего направлено применение методов ТРИЗ?


В чем состоит принцип составления ментальных карт (карт ума)?