Бизнес-модель является "скелетом" компании. Все процессы внутри компании описываются её бизнес-моделью и подчиняются ей.
--
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Основные партнеры"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Основные направления деятельности"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Предлагаемые преимущества"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Отношения с клиентами"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Сегменты клиентов"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Основные ресурсы"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Каналы"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Структура расходов"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Поток выручки"?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 концепция
Вариант 2 запуск
Вариант 3 разработка продукта
Вариант 4 тестирование
Вариант 3 отношения с клиентами
В работах Александра Остервальдера приведён пример универсального шаблона бизнес-модели |
1. Основные партнеры:
Блок описывает ваших вероятных поставщиков и партнёров, без которых ваша бизнес-модель не может существовать. Можно выделить четыре основных типа партнерских отношений:- Сотрудничество с неконкурирующими компаниями.
- Стратегическое партнёрство с компанией-конкурентом.
- Совместное предприятие для запуска новых бизнес-проектов.
- Отношения типа "поставщики-производитель".
- Оптимизация производства.
- Снижение риска и неопределенности.
- Поставка ресурсов и совместная деятельность.
- Кто ваши ключевые партнеры?
- Кто ваши основные поставщики?
- Какие ключевые ресурсы вы приобретаете у партнеров?
- Какие основные активности проводят ваши партнеры?
2. Основные направления деятельности:
Блок описывает действия, которые необходимы для реализации бизнес-модели. Это самые важные действия, без которых работа компании невозможна. Основными видами деятельности является:- Производство.
- Разрешение проблем (консалтинг).
- Формирование сети/платформы.
- Какие действия требуются для раскрытия ценности Предложения?
- Каковы ваши каналы продаж?
- Каковы ваши взаимоотношения с клиентами?
- Откуда должны придти доходы?
3. Предлагаемые преимущества (Value preposition):
Это решение проблемы потребителя.
Это совокупность преимуществ, которые наша компания предлагает потребителю.
Этот пункт является ключевым в процессе выбора модели и последующего позиционирования продукта или услуги. Необходимо очень четко сформулировать преимущества вашего продукта перед конкурентами. Также важно помнить, что абсолютно уникальных продуктов не бывает, ну или таковых единицы, а в большинстве случаев любой бизнес имеет конкурентов, как прямых, так и косвенных.
Это совокупность преимуществ, которые наша компания предлагает потребителю.
Этот пункт является ключевым в процессе выбора модели и последующего позиционирования продукта или услуги. Необходимо очень четко сформулировать преимущества вашего продукта перед конкурентами. Также важно помнить, что абсолютно уникальных продуктов не бывает, ну или таковых единицы, а в большинстве случаев любой бизнес имеет конкурентов, как прямых, так и косвенных.
Основные вопросы:
- Какую ценность вы предлагаете клиенту?
- Какую из проблем клиента вы помогаете решить?
- Какие пакеты продуктов и услуг вы предлагаете каждому сегменту потребителей?
- Какие потребности клиентов вы удовлетворяете?
Здесь важно различать понятия "проблемы клиентов" и "потребности клиентов". Это не одно и то же. Зачастую, удовлетворяя одну потребность клиента, вы можете решить сразу несколько его проблем.
В качестве примера приведем несколько "стандартных", из которых складывается ценность продукта:
- Новизна.
- Производительность.
- Изготовление на заказ (индивидуальность).
- Улучшение условий труда.
- Дизайн.
- Статус.
- Цена.
- Снижение расходов.
- Снижение риска.
- Доступность, ранее недоступных вещей.
- Удобство.
4. Отношения с клиентами:
Блок описывает типы отношений, которые компания устанавливает с отдельными сегментами покупателей. Из типов отношений можно выделить следующие:
- Персональная поддержка.
- VIP персональная поддержка.
- Самообслуживание.
- Автоматизированное обслуживание.
- Сообщества.
- Совместное создание ценности.
Основными вопросами для данного блока будут:
- Какие отношения нужно выстроить с каждым сегментом покупателей (или каковы ожидания покупателей) так, чтобы поддерживать их?
- Какие взаимоотношения вы уже выстроили?
- Как они интегрированы с остальной частью вашей бизнес-модели?
- Насколько они дорогостоящие?
Кроме того, в этом пункте необходимо отразить степень соответствия предлагаемого продукта или услуги ожиданиям клиентов. Если качество не соответствует ожиданиям клиентов, то, помимо работы над его повышением, можно проводить альтернативную политику, например, корректировать ценовую политику или позиционирование.
5. Сегменты клиентов
Один из ключевых элементов бизнес-модели. От выбора целевой аудитории зависят прочие аспекты проектирования модели. Необходимо четко определить для кого разрабатывается/продается продукт – это хрестоматийное утверждение. Однако существуют такие типы проектов, целевую аудиторию которых нельзя понять сразу, а в некоторых случаях делать это даже опасно, т.к. могут возникнуть рамки, ограничивающие развитие проекта. Сегментация клиентов работает в большей степени на развитых рынках нежели на новых.
От конкретного сегмента зависит:
- Какое будет предложение?
- Какие каналы сбыта использовать?
- Какие взаимоотношения будем строить?
- Приоритет данного сегмента.
- Для кого вы создаете ценность?
- Кто ваши наиболее важные клиенты?
6. Основные ресурсы:
Этот блок включает в себя наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели.
Основные виды ресурсов:
- Материальные ресурсы.
- Интеллектуальные ресурсы.
- Персонал.
- Финансы.
Здесь, помимо всего прочего, важно указать те ресурсы, которые помогают продвигать продукт. Ими могут быть бренд, технология и т.д.
- Каких Ключевых Ресурсов требует ваше Предложение ценности?
- Каковы ваши каналы распространения? Взаимоотношения с клиентами?
- Каковы ваши источники дохода?
7. Каналы сбыта:
Посредством чего компания будет взаимодействовать с потребителем?
Как мы донесем до потребителя наше value preposition?
По сути, здесь необходимо описать то, как вы планируете донести до потребителя свое предложение ценности, как будете продавать свою продукцию или услуги, как собираетесь собирать обратную связь от клиентов и как хотите говорить с ними, чтобы вас услышали. Вы можете создать собственную дилерскую сеть, можете использовать возможности местных дистрибьюторов, можете дать им только "потрогать" рынок…
Как мы донесем до потребителя наше value preposition?
По сути, здесь необходимо описать то, как вы планируете донести до потребителя свое предложение ценности, как будете продавать свою продукцию или услуги, как собираетесь собирать обратную связь от клиентов и как хотите говорить с ними, чтобы вас услышали. Вы можете создать собственную дилерскую сеть, можете использовать возможности местных дистрибьюторов, можете дать им только "потрогать" рынок…
- По средством каких каналов вы планируете налаживать взаимодействие с клиентами.
- Как вы делаете это сейчас?
- Как ваши каналы интегрированы в бизнес-модель?
- Какие из них работают лучше всего?
- Какие требуют наименьших затрат?
Этапы продвижения товара к потребителю:
1. Информационный.
Как потребитель узнает о нашем продукте?
2. Оценочный
Как мы поможем клиенту оценить наше предложение?
3. Продажный
Как клиент сможет приобрести наш продукт?
4. Доставка
Как товар будет доставлен?
5. Постпродажный
Как будет происходить постпродажное обслуживание?
8. Структура расходов:
Этот блок описывает расходы, связанные с функционированием бизнес-модели.
Основные вопросы к данному блоку:
- Какие основные затраты свойственны вашей бизнес-модели?
- Какие ключевые ресурсы являются самыми дорогими?
- Какие основные активности являются самыми дорогими?
Также здесь целесообразно сравнить по уровню затрат выбранные ранее компоненты бизнес-модели с возможными альтернативными вариантами.
9. Поток выручки:
То, ради чего и задумывалась бизнес-модель. В бизнес-модели могут существовать два потока доходов:
- Доход от разовых сделок.
- Регулярный доход от периодических платежей.
Вот основные вопросы:
- За какую ценность ваши клиенты действительно готовы платить?
- За что они уже платят?
- Как они платят в настоящее время?
- Как они предпочитают платить?
- Каков вклад дохода от каждого отдельного направления деятельности в общую структуру доходов?
--
- http://www.businessmodelgeneration.com/
- http://kraaijenbrink.com/2012/07/the-value-model-canvas/
- http://kraaijenbrink.com/2013/01/beyond-the-business-model-canvas-the-value-envelope/
- http://practicetrumpstheory.com/blog/
Вопросы для самоконтроля:
Сколько элементов включил Александре Остервальдер в шаблон бизнес-модели?Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Основные партнеры"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Основные направления деятельности"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Предлагаемые преимущества"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Отношения с клиентами"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Сегменты клиентов"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Основные ресурсы"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Каналы"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Структура расходов"?
Что следует описывать в шаблоне бизнес-модели А. Остервальдера в блоке "Поток выручки"?
Тест
На каком этапе в соответствии с PDM создается бизнес-план проекта?(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 концепция
Вариант 2 запуск
Вариант 3 разработка продукта
Вариант 4 тестирование
На каком этапе в соответствии с PDM стартап собирает и анализирует информацию о рынке, спросе на нём, основных игроках и конкурентах?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 тестирование
Вариант 2 разработка продукта
Вариант 3 запуск
Вариант 4 концепция
Какое тестирование проводится внутри компании силами разработчиков и тестеров?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 beta-тестирование
Вариант 2 alpha-тестирование
Выделите верное утверждение. Что следует делать молодой технологической компании?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 понимать потребности и желания всех потребителей
Вариант 2 создавать фокус-группы и тестировать потребителей, чтобы увидеть их реакцию и понять, купят ли они продукт
Вариант 3 составлять список всех свойств продукта, которые потребители хотят видеть
Вариант 4 понимать потребности и желания целевой группы потребителей
В рамках какого элемента универсальной бизнес-модели Александра Остервальдера необходимо ответить на вопрос «Кто ваши наиболее важные клиенты?»?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 сегменты клиентов
Вариант 2 основные направления деятельности
Вариант 4 основные партнеры
Выделите основные цели организации партнерских отношений.
(Ответ считается верным, если отмечены все правильные варианты ответов.)
Вариант 1 снижение риска и неопределенности
Вариант 2 поставка ресурсов и совместная деятельность
Вариант 3 увеличение сегмента рынка
Вариант 4 исследование потребностей потенциальных потребителей
Вариант 5 оптимизация производства
Как выглядит общая схема PDM?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 концепция-разработка продукта-тестирование-запуск
Вариант 2 концепция-тестирование-разработка продукта-запуск
Вариант 3 тестирование-концепция-разработка продукта-запуск
Вариант 4 запуск-концепция-разработка продукта-тестирование
Как называется тестирование продукта, при котором ошибки в работе продукта ищет ограниченный круг "потенциальных пользователей"?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 alpha-тестирование
Вариант 2 beta-тестирование
Вариант 3 интеграционное тестирование
Вариант 4 нагрузочное тестирование
Что происходит на последней фазе первого этапа CDM?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 проверка гипотез
Вариант 2 постановка гипотез
Вариант 3 верификация
Вариант 4 проверка концепции продукта