Бизнес-модель (БМ) – это система, по которой должен функционировать бизнес. Она должна давать ответ на вопрос: как вы зарабатываете деньги?
Исходя из этого можно определить основные пункты, которые нужно учитывать в бизнес-модели с самого начала:
В настоящее время 99% компаний имеют свое представительство в Интернете в виде сайта или странички в социальной сети вне зависимости от сферы деятельности. Это связано в первую очередь с тем, что изменился образ мышления обычного человека.
Есть разница в эффективности баннерной и контекстной рекламы. До недавнего времени большие деньги можно было привлекать за размещение баннеров. Но и сегодня, и некоторое время назад много заработать на подобной модели не так просто. Во-первых, Ваш ресурс должен иметь достаточно большую посещаемость – порядка несколько десятков тысяч посетителей в день. Во-вторых, важна его тематика. Нужно четко представлять себе аудиторию ресурса, не помешают и контакты в рекламных агентствах или хороший (опытный) менеджер по продажам, умеющий выстраивать бизнес – коммуникации.
--
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 спрос со стороны потребителей
Вариант 2 бизнес-модель
Вариант 3 конкурентная стратегия
Вариант 4 бизнес-маркетинг
Можно ли отнести CPM к бизнес-моделям? Что это такое?
Опишите модель Pay-per-click.
Дайте определения понятия CPC.
Опишите ценовую модель CPV.
Опишите ценовую модель CPA.
Чем контекстная реклама отличается от баннерной?
В чем заключается бизнес-модель Freemium?
В чем заключается принцип аботы бизнес-моделей платного размещения?
Опишите бизнес-модель Infomediary.
Опишите принцип работы посреднических (Brokerage) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы рекламных (Advertising) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы бизнес-моделей типа "сообщество" (Community).
Опишите принцип работы информационных (Infomediary) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы торговых (Merchant) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы производственных (Manufacturer / Direct) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы партнерских (Affiliate) бизнес-моделей.
По каким параметрам могут отличаться партнерские программы?
Опишите принцип работы бизнес-моделей по подписке (Subscription).
Опишите принцип работы бизнес-моделей по потреблению (Utility).
Бизнес-модель определяет место стартапа в цепочке создания ценности (value chain). Бизнес-модель представляет собой систему, состоящую из таких компонентов бизнеса, как
- предпринимательство,
- стратегия,
- экономика,
- финансы,
- операции,
- конкурентные стратегии,
- маркетинг
- и стратегии развития компании.
Исходя из этого можно определить основные пункты, которые нужно учитывать в бизнес-модели с самого начала:
- Продукт.
- Потребители.
- Маркетинг (каналы сбыта).
- Поставщики и производство.
- Рынок (тип, объем).
- Конкуренты.
- Финансы (структура расходов и доходов).
- Факторы неэкономического характера, которые могут повлиять на ваш бизнес.
В настоящее время 99% компаний имеют свое представительство в Интернете в виде сайта или странички в социальной сети вне зависимости от сферы деятельности. Это связано в первую очередь с тем, что изменился образ мышления обычного человека.
- Подумайте, чтобы вы сделали, если бы вам было нужно узнать подробнее о товаре или услуге, рекламу которого вы видели или слышали?
- Что вы будете делать, если вам нужно узнать, где можно найти самое лучшее предложение по цене на новый смартфон?
- Где посмотреть новый фильм с друзьями?
В сфере интернет-стартапов сейчас есть множество направлений, находящихся в зоне особого внимания инвесторов:
Во всех этих сферах можно реализовывать различные проекты. Существует ряд популярных в сети Интернет бизнес-моделей, например:
- облачные технологии;
- образование;
- медиа и реклама;
- игровая индустрия;
- социальные медиа;
- электронная коммерция;
- безопасность;
- краудсорсинг;
- мобильные приложения;
- создание контента ( в том числе user-generated content);
- финансирование стартапов;
- софт для бизнеса.
Во всех этих сферах можно реализовывать различные проекты. Существует ряд популярных в сети Интернет бизнес-моделей, например:
- посредническая;
- рекламная;
- информационная;
- торговая;
- производственная;
- партнерская;
- комьюнити;
- подписная;
- по потреблению.
Самая полная классификация бизнес-моделей электронной коммерции - это "Business Models on the Web" профессора Майкла Раппы (Michael Rappa):
- Посредническая (Brokerage). Организации получают процент или гонорар за сделки, чаще всего в сегментах business-to-business (B2B), business-to-consumer (B2C) или consumer-to-consumer (C2C). Сюда можно отнести не только всевозможные биржи и торговое посредничество, но и платежные системы, получающие свой процент от транзакций.
- Рекламная (Advertising). Доход поступает от демонстрации рекламы или переходы пользователей на сайты рекламодателей; функционал сайта чаще служит для привлечения массовой аудитории или таргетинга рекламы.
- Информационная (Infomediary). Доход получается за счет продажи информации: данных об аудитории, метапосредники между продавцами и покупателями и другие.
- Торговая (Merchant). Непосредственная продажа товаров и услуг.
- Производственная (Manufacturer / Direct). Здесь выгоду получает производитель товара не за счет интернета как такового, а благодаря сокращению "расстояния" между ним и потребителем его продукции.
- Партнерская (Affiliate). Снова разновидность рекламной модели, где доход приходит от владельцев сайтов-партнеров в обмен на приходящих покупателей (посетителей).
- Сообщество (Community). Здесь название класса моделей характеризует даже не источник дохода (он может поступать от продажи платных услуг, рекламы или пожертвований), а среду, где этот доход генерируется.
- Подписка (Subscription). Доход поступает от пользователей, оформляющих подписку на определенные сервисы.
- По потреблению (Utility). "Антипод" модели подписки, где клиенту также предоставляется определенный сервис, но форма оплаты базируется на потребленном трафике / полученной информации или другом количественном показателе, но не на времени (как в случае с "классической" подпиской).
Бизнес-модель на основе платного доступа
Бизнес-модель на основе платного доступа пользуется популярностью в сегменте b2b (бизнес-для-бизнеса), особенно по модели SaaS (software as a service) - бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения. Пользователи платят ежемесячную абонентскую плату за пользование сервисом. Преимущество такой модели очевидно (Вы не продаете все и сразу), и в некотором роде проще продажи рекламы. Кроме того, в сегменте b2b платежеспособная аудитория (это очень важный момент, так как платный доступ для b2c (бизнес для отдельных покупателей) аудитории не очень привлекателен, сходу можно вспомнить такую модель только у журналов Linux Format и "Популярная механика").Freemium-модель
Бизнес-модель на основе платных дополнительных сервисов. Эту бизнес-модель используют различные сайты, например, когда за SMS происходит поднятие анкеты пользователя выше в результатах поиска. Онлайн-игры в последнее время тоже работают по этой модели. Доступ к основному сервису или контенту предоставляется совершенно бесплатно, а зарабатывают они на разных дополнительных услугах, в том числе и продавая за реальные деньги виртуальные товары, усиливающие положение игрока.Модель Freemium |
Бизнес-модели на основе платного размещения
Существуют различные сайты, посвященные тем или иным услугам. Например, каталоги ресторанов в том или ином городе. Они бесплатны для пользователей. А зарабатывают они, получая средства от ресторанов, желающих находиться в каталоге. Среди сайтов такого плана много туристических порталов с размещением информации от турфирм и отелей. Эта модель тоже вполне жизнеспособна при наличии популярного сайта.Бизнес-модель Infomediary
Infomediary – это построение бизнеса, основанного на предоставлении данных и интернет-аналитики, например:- об использовании приложений и групп в Facebook;
- о посещаемости сайтов;
- о просмотрах видеороликов.
Рекламная модель
Заработать на рекламе Вы сможете, если будете знать "правила игры" и существующее положение дел в этом сегменте рынка.Есть разница в эффективности баннерной и контекстной рекламы. До недавнего времени большие деньги можно было привлекать за размещение баннеров. Но и сегодня, и некоторое время назад много заработать на подобной модели не так просто. Во-первых, Ваш ресурс должен иметь достаточно большую посещаемость – порядка несколько десятков тысяч посетителей в день. Во-вторых, важна его тематика. Нужно четко представлять себе аудиторию ресурса, не помешают и контакты в рекламных агентствах или хороший (опытный) менеджер по продажам, умеющий выстраивать бизнес – коммуникации.
Примеры интересных бизнес моделей в сфере IT
http://www.slideshare.net/boardofinnovation/10-business-models-that-rocked-2010-6434921Spotify.com - бесплатный сервис получения музыкального контента. Зарабатывают на рекламе идущей вместе с контентом. Есть система платной подписки для выключения рекламы. |
PayWithATweet.com - Система оплаты товара за продвижение в социальных сетях. Дает вирусный эффект рекламе. Более 300 000 человек уже воспользовалось данным сервисом. |
Продажа внутри приложений. Сначала пользователя привлекают бесплатными играми, а потом предлагают приобрести дополнения и виртуальные товары. |
Airbnb.com - P2P модель, чтобы обычные люди могли сдать в аренду комнаты друг другу. AirBnb берет комиссию до 12% в зависимости от цены аренды. |
--
Тест
Что определяет место стартапа в цепочке создания ценности?(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 спрос со стороны потребителей
Вариант 2 бизнес-модель
Вариант 3 конкурентная стратегия
Вариант 4 бизнес-маркетинг
К какой бизнес-модели относится SaaS?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 бизнес-модель на основе платных дополнительных сервисов
Вариант 2 рекламная бизнес-модель
Вариант 3 бизнес-модель на основе платного размещения
Вариант 4 бизнес-модель на основе платного доступа
Какую бизнес-модель использует сайт, размещающий информацию от турфирм и отелей?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 бизнес-модель на основе платных дополнительных сервисов
Вариант 2 бизнес-модель на основе платного доступа
Вариант 3 рекламная бизнес-модель
Вариант 4 бизнес-модель на основе платного размещения
Какую бизнес-модель используют платежные системы?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 производственная
Вариант 2 посредническая
Вариант 3 информационная
Вариант 4 рекламная
Как называется бизнес-модель, при которой доход получается от непосредственной продажи товаров или услуг?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 торговая
Вариант 2 посредническая
Вариант 3 производственная
Вариант 4 информационная
Как зарабатывает Spotify.com – сервис получения музыкального контента?
(Отметьте один правильный вариант ответа.)
Вариант 1 плата пользователя за определенный объем, скачанный с сайта
Вариант 2 каждый пользователь платит за членство на сайте
Вариант 3 плата авторов за размещение их музыкального контента на сайте
Вариант 4 плата рекламодателей за рекламу, идущую вместе с музыкальным контентом
Вопросы для самоконтроля
Что такое CTR?Можно ли отнести CPM к бизнес-моделям? Что это такое?
Опишите модель Pay-per-click.
Дайте определения понятия CPC.
Опишите ценовую модель CPV.
Опишите ценовую модель CPA.
Чем контекстная реклама отличается от баннерной?
В чем заключается бизнес-модель Freemium?
В чем заключается принцип аботы бизнес-моделей платного размещения?
Опишите бизнес-модель Infomediary.
Опишите принцип работы посреднических (Brokerage) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы рекламных (Advertising) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы бизнес-моделей типа "сообщество" (Community).
Опишите принцип работы информационных (Infomediary) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы торговых (Merchant) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы производственных (Manufacturer / Direct) бизнес-моделей.
Опишите принцип работы партнерских (Affiliate) бизнес-моделей.
По каким параметрам могут отличаться партнерские программы?
Опишите принцип работы бизнес-моделей по подписке (Subscription).
Опишите принцип работы бизнес-моделей по потреблению (Utility).