Участки кода, которые могут быть одновременно использованы несколькими потоками и содержат общие переменные, называются критическими секциями. В них чтение-запись значений под действием двух и более потоков могут произойти асинхронно. Это состояние называется состоянием гонок. Поэтому в каждый временной промежуток внутри критической секции должен выполняться только один поток. Для обеспечения этого используются примитивы синхронизации — блокировки.
Семафор — исторически самый первый механизм для синхронизации, разработанный Дейкстрой в 1968 году. Позволяет войти в критическую секцию определенному количеству потоков, при входе в нее потока уменьшает свое значение и увеличивает в момент его выхода. Обязательным условием является атомарное выполнение операций проверки значения семафора + увеличения значения, а так же проверки значения + уменьшения значения.
Развитием семафора служит мьютекс, который является попросту двоичным семафором и поэтому в критической секции допускает выполнение только одного потока. Блокировки чтения-записи позволяют нескольким потокам читать значение общей переменной, находящейся в критической секции, но записывать только одному. Во время ожидания спин-блокировка не блокируется, а продолжает активный опрос заблокированного ресурса. Спин-блокировка — плохое решение проблемы синхронизации для одноядерного процессора, поскольку занимает все вычислительные ресурсы.
Похож на семафоры механизм условных переменных, тем не менее они, в отличие от семафоров (и мьютексов), не содержат реальных значений. Они следят за выполнением внешних условий.
В современных языках программирования присутствуют высокоуровневые механизмы, позволяющие упростить использование блокировок и условных переменных («мониторы»). Вместо того чтобы явно писать операции блокировки и разблокировки участка кода, разработчику достаточно объявить критическую секцию как синхронизируемую.
Для обмена информацией между процессами/потоками используются сообщения, подразделяемые на три группы: внутрипроцессные (для передачи информации между потоками одного процесса), межпроцессные (для передачи инфы между процессами — с зависимостью от потоков) и процесс — процесс (поточно независимая передача инфы между процессами).
В то же время при использовании блокировок для избегания гонок могут наступить мертвые (dead lock) и живые (live lock) блокировки. Мертвая блокировка имеет место, когда один поток заблокирован на ожидании определенного ресурса от другого потока, но тот не может дать его (например, ожидает результат от первого). Мертвая блокировка может произойти при выполнении четырех хорошо определенных условий. Поэтому при написании многопоточного кода у программиста есть возможность избежать дидлока, но на практике это выглядит гораздо сложнее. Живая блокировка хуже мертвой тем, что в первом случае потоки заблокированы, а во втором они постоянно конфликтуют.
Существует насколько несовместимых между собой прикладных поточных программных интерфейсов. Все они в основном используют одинаковые примитивы, отличия лишь в зависимости от операционной системы.