Гиперпоточность и многоядерные процессоры

Разработчики процессоров столкнулись с рядом проблем в увеличении тактовой частоты: 
  • невозможно рассеивать выделяемую кристаллом теплоту, 
  • нельзя дальше уменьшать размер транзисторов, 
  • однако главной проблемой стало то, что при увеличении тактовой частоты быстродействие программ не повышалось. 

Причиной этому явилась параллельная работа современных компьютерных систем, а один процессор, каким бы мощным бы он ни был, в каждый момент времени может выполнять только одну задачу.

На одном камне выполнение нескольких процессов/потоков может быть только конкурентным. То есть их работа чередуется: после того как определенный поток отработает свой квант времени, в течение которого он выполнил полезную нагрузку, его текущее состояние сохранится в памяти, а он будет выгружен из процессора и заменен следующим находящимся в очереди на выполнение потоком — произойдет переключение контекста, на что тратится драгоценное время. А пока идет обмен данными между процессором и оперативной памятью, из-за ограниченной пропускной способности системной шины микропроцессор нервно курит бамбук, в сторонке ожидая данные. На помощь могут прийти аппаратный и программный (например, из операционной системы) планировщики, чтобы подгружать данные в кеш. Однако кеш очень ограничен по объему, поэтому такое решение не может служить панацеей. Выходом стала параллельная обработка, при которой в реальном времени одновременно выполняются несколько процессов. А чтобы ее реализовать, потребовалось фундаментально перепроектировать и перестроить камень — совместить в одном корпусе два исполняющих кристалла и более.

Гиперпоточность (Hyper-Threading)

Прежде чем перейти к многоядерности, разработчики процессоров выяснили, что при выполнении одного потока процессорное ядро загружается не полностью (думаю, для этого не надо быть провидцем). И поскольку для выполнения второго программного потока используются не все ресурсы микропроцессора (так как аппаратное состояние — исполнительные устройства, кеш — может храниться в одном экземпляре), то в дублировании нуждается только область состояния программной архитектуры (логика прерываний). Эта технология получила название гиперпоточности (Hyper-Threading). Гиперпоточность — аппаратный механизм, в котором несколько независимых аппаратных потоков выполняются в одном такте на единственном суперскалярном процессорном ядре. С ее помощью один физический процессор представляется как два логических, то есть так его видит операционная система, потому что планирование и выполнение, по сути, осуществляется с расчетом на два ядра. Это происходит благодаря непрерывному потоку команд, выполняющихся на совместном оборудовании. Эта технология была добавлена к архитектуре NetBurst, реализованной в процессорах Pentium 4. Поэтому гиперпоточность была реализована еще в последних версиях Pentium 4, но мне в то время как-то не удалось ее застать. Зато сейчас я могу наблюдать ее в процессоре Atom, установленном в нетбуке. В этом камне, помимо гиперпоточности, реализована многоядерность (в количестве двух штук), поэтому в операционной системе я наблюдаю четыре камня. Но, например, в Core 2 Duo гиперпоточность отсутствует, равно как и в Core i5. С помощью гиперпоточности скорость исполнения оптимизированных для многопоточности программ удалось повысить на 30%. Подчеркну, что прирост производительности будет иметь место только в специально подготовленных приложениях.

Одновременно с гиперпоточностью вдобавок к суперскалярной архитектуре была создана новая архитектура EPIC, реализованная в процессорах Itanium.

Многоядерные процессоры

Затем были изобретены многоядерные процессоры, которые ныне используются повсеместно. Многоядерные процессоры поддерживают мультипроцессорную обработку на кристалле. В этой архитектуре два ядра или более реализуются в одном процессоре, устанавливаемом в один сокет. В зависимости от конструкции эти ядра могут совместно использовать большой кеш на том же кристалле. Многоядерные процессоры также требуют совместимого чипсета. Так как каждое ядро представляет собой самостоятельный исполняющий модуль, то многоядерные процессоры обеспечивают истинный параллелизм — выполнение каждого потока в обособленной среде. В случае присутствия нескольких исполняющих ядер должен быть способ обмена информацией между ними, без чего попросту невозможно создать параллельную систему, причем нужен специальный ресурс. Для этого был изобретен усовершенствованный программируемый контроллер прерываний (APIC). Он выполняет обмен информации между процессорами/ядрами, используя механизм межпроцессорного прерывания (Interprocessor Interrupt). Последний, в свою очередь, используется операционной системой для планирования/выполнения потоков.

Также на первый план выходит энергопотребление. И это касается не только различных мобильных платформ, питающихся от аккумуляторов, но также и серверных систем и десктопов. Первые x86-процессоры потребляли доли ватт, в то время как современные высокопроизводительные модели могут потреблять 130 и более ватт. Между тем многоядерные процессоры позволяют экономить энергию, так как рост производительности достигается за счет параллелизма, а не за счет увеличения тактовой частоты.