Объект (object) — сущность с хорошо определенными границами и индивидуальностью, которая инкапсулирует состояние и поведение.
В контексте языка UML любой объект является экземпляром класса, описанного в модели и представленного на диаграмме классов. Объект создается на этапе реализации модели или выполнения программы. Он имеет собственное имя и конкретные значения атрибутов. Следует рассмотреть особенности семантики и графической нотации объектов, из которых строятся диаграммы.
Для диаграмм кооперации полное имя объекта в целом представляет собой строку текста, разделенную двоеточием и записанную в формате:
<собственное имя объекта >'/'<Имя роли класса>:<Имя класса >.
Имя роли класса указывается в том случае, когда соответствующий класс отсутствует в модели или разработчику необходимо акцентировать внимание на особенности его использования в рассматриваемом контексте моделирования взаимодействия. Имя класса – это имя одного из классов, представленного на диаграмме классов. Важно отметить, что вся запись имени объекта подчеркивается, что является визуальным признаком объектов на различных диаграммах языка UML.
Если указано собственное имя объекта, то оно должно начинаться со строчной буквы. В то же время имя объекта, имя роли с символом " / " или имя класса могут отсутствовать. Однако двоеточие всегда должно стоять перед именем класса, а косая черта – перед именем роли.
Таким образом, на диаграммах кооперации могут встретиться следующие варианты возможных записей полного имени объекта:
- о : C – объект с собственным именем о, экземпляр класса С.
- : C – анонимный объект, экземпляр класса С.
- о:(или просто о ) — объект -сирота с собственным именем о.
- о / R : C — объект с собственным именем о, экземпляр класса С, играющий роль R.
- / R : C — анонимный объект, экземпляр класса С, играющий роль R.
- о / R — объект -сирота с собственным именем о, играющий роль R.
- / R — анонимный объект и одновременно объект -сирота, играющий роль R.
Примеры графических изображений объектов на диаграммах кооперации уровня примеров |
Если собственное имя объекта отсутствует, то такой объект принято называть анонимным. Однако в этом случае обязательно ставится двоеточие перед именем соответствующего класса (в).
Отсутствовать может и имя класса – такой объект называется сиротой. Для него записывается только собственное имя объекта, двоеточие не ставится, имя класса не указываются (г).
Если для объектов указываются атрибуты, то в большинстве случаев они принимают конкретные значения (б).
Для отдельных объектов (д, е) могут быть дополнительно указаны роли, которые они играют в кооперации.