С помощью делегирования композицию можно сделать столь же мощным инструментом повторного использования, сколь и наследование. При делегировании в процесс обработки запроса вовлечено два объекта: получатель поручает выполнение операций другому объекту - уполномоченному. Примерно так же подкласс делегирует ответственность своему родительскому классу. Но унаследованная операция всегда может обратиться к объекту-получателю через переменную-член (в C++) или переменную self (в Smalltalk). Чтобы достичь того же эффекта для делегирования, получатель передает указатель на самого себя соответствующему объекту, дабы при выполнении делегированной операции последний мог обратиться к непосредственному адресату запроса.
Например, вместо того чтобы делать класс Window (окно) подклассом класса Rectangle (прямоугольник) - ведь окно является прямоугольником, - мы можем воспользоваться внутри Window поведением класса Rectangle, поместив в класс Window переменную экземпляра типа Rectangle и делегируя ей операции, специфичные для прямоугольников. Другими словами, окно не является прямоугольником, а содержит его. Теперь класс Window может явно перенаправлять запросы своему члену Rectangle, а не наследовать его операции.
На диаграмме ниже изображен класс Window, который делегирует операцию Area() над своей внутренней областью переменной экземпляра Rectangle.
Сплошная линия со стрелкой обозначает, что класс содержит ссылку на экземпляр другого класса. Эта ссылка может иметь необязательное имя, в данном случае прямоугольник. |
У делегирования есть и недостаток, свойственный и другим подходам, применяемым для повышения гибкости за счет композиции объектов. Заключается он в том, что динамическую, в высокой степени параметризованную программу труднее понять, нежели статическую. Есть, конечно, и некоторая потеря машинной производительности, но неэффективность работы проектировщика гораздо более существенна. Делегирование можно считать хорошим выбором только тогда, когда оно позволяет достичь упрощения, а не усложнения дизайна. Нелегко сформулировать правила, ясно говорящие, когда следует пользоваться делегированием, поскольку эффективность его зависит от контекста и вашего личного опыта. Лучше всего делегирование работает при использовании в составе привычных идиом, то есть в стандартных паттернах.
Делегирование используется в нескольких паттернах проектирования: состояние, стратегия, посетитель. В первом получатель делегирует запрос объекту, представляющему его текущее состояние. В паттерне стратегия обработка запроса делегируется объекту, который представляет стратегию его исполнения. У объекта может быть только одно состояние, но много стратегий для исполнения различных запросов. Назначение обоих паттернов - изменить поведение объекта за счет замены объектов, которым делегируются запросы. В паттерне посетитель операция, которая должна быть выполнена над каждым элементом составного объекта, всегда делегируется посетителю.
В других паттернах делегирование используется не так интенсивно. Паттерн посредник вводит объект, осуществляющий посредничество при взаимодействии других объектов. Иногда объект-посредник реализует операции, переадресуя их другим объектам; в других случаях он передает ссылку на самого себя, используя тем самым делегирование как таковое. Паттерн цепочка обязанностей обрабатывает запросы, перенаправляя их от одного объекта другому по цепочке. Иногда вместе с запросом передается ссылка на исходный объект, получивший запрос, и в этом случае мы снова сталкиваемся с делегированием. Паттерн мост отделяет абстракцию от ее реализации. Если между абстракцией и конкретной реализацией имеется существенное сходство, то абстракция может просто делегировать операции своей реализации.
Делегирование показывает, что наследование как механизм повторного использования всегда можно заменить композицией.